пятница, 4 января 2013 г.

Лев среди людей

Художественный перевод отрывка книги Грегори Магвайра "Лев среди людей" - Gregory Maquire, "A Lion Among Men" (продолжение "Wicked")
Translation into Russian. An extract from Gregory Maquire, "A Lion Among Men". Translation is sent to the contest "Music of translation".

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИТЕЛЕЙ СТРАНЫ ОЗ

Дополненный заметками о некоторых событиях, интересных для изучающих современную историю


ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ОЗМЫ

• Установлена матриархальная династия Озм.
Род Озмы происходит из Гиликинского клана. Законность прав на престол обосновывается предполагаемым родством с божественной Лурлиной, мифической создательницей Оз. В зависимости от точки зрения, история насчитывает от сорока до пятидесяти Озм и их регентов.

• Рождается последняя Озма, Озма Типпетариус, наследница Озмы Раздражительной.
Озма Раздражительная умирает, будучи отравленной крысиным ядом в ризотто. Ее супруг Пасториус становится регентом на время несовершеннолетия Озмы Типпетариус.

• Пасториус правит центральной частью страны Оз.
Он переименовывает деревушку Корявый Луг, расположенную рядом с древним захоронением Открытые Гробницы, в Изумрудный Город (ИГ) и провозглашает ИГ столицей объединенной страны Оз.

• Начинается Великая Засуха.

• Оскар Зороастр Диггс прибывает в Изумрудный город на воздушном шаре.
Диггс успешно проводит дворцовый переворот. Пасториус убит, малолетняя Озма Типпетариус исчезает. Официально она считается убитой, возможно, в Южной тюрьме (построенной над Открытыми Гробницами), однако неиссякаемые сплетни утверждают, что она лежит заколдованная в пещере и вернется только в самый тяжкий для страны час. Диггс становится известен под именем Волшебника страны Оз.

ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВОЛШЕБНИКА

• Реставрация Изумрудного Города завершена.

• Волшебник страны Оз приказывает удлинить Дорогу из Желтого Кирпича.
Этот тракт, проложенный до страны Квадлинов и на восточных склонах Великих Келльских гор в стране Винкус, используется армией ИГ для сбора налогов с ранее независимых народов этих земель.

• Вступают в силу Законы о привилегиях Зверей (известные также как Законы о притеснении Зверей).

• Манчкинланд становится независимой территорией.
Во время правления Нессарозы Тропп, герцогини Манчкинланда, отделение этого главного зернового района Оз происходит с минимумом потерь. Коммерческие отношения Манчкинланда и остальных земель становятся нестабильными.

• Нессароза Тропп умирает.
Прибытие в страну Оз Дороти Гейл из Канзизза (иногда произносится как Канзазз или Кунзизз) становится причиной гибели герцогини. Жители полагают, что сестра герцогини, Эльфаба Тропп, вернется в Манчкинланд, чтобы провести еще более агрессивную кампанию против ИГ, чем когда-либо проводила Нессароза.

• Эльфаба Тропп побеждена.
Так называемая Злая Западная ведьма, которая раньше была подстрекательницей, а ныне стала отшельницей, покорена могущественной Дороти Гейл.

• Волшебник страны Оз отрекается от трона.
Волшебник находился у власти почти сорок лет. Причины его отъезда до конца не выяснены.

ДВОЙНОЕ МЕЖДУЦАРСТВИЕ

• Леди Глинда Чафри, уроженка Верхних Земель, на короткий срок становится Правительницей Оз.
Законы о притеснении Зверей упразднены, но ситуация остается прежней; Звери скептически рассматривают свои шансы быть заново принятыми в человеческое общество.

• Страшила заменяет Глинду на троне.
Страшила, персона неизвестного происхождения, часто рассматривается как Правитель, поставленный на должность дворцовыми интриганами – сторонниками Шэла Троппа, амбициозного выскочки, замешанного в государственном шпионаже. Страшила оказывается слабым главой – соломенная личность как в прямом, так и в переносном смысле – но его пребывание в должности позволяет Шэлу Троппу избежать борьбы за трон с популярной в народе Леди Глиндой. Местонахождение Страшилы после его краткого царствования неизвестно.

Некоторые историки придерживаются мнения, что Правитель Страшила не являлся тем самым Страшилой, который помогал Дороти, хотя данное предположение проверке не подлежит.

ИМПЕРАТОР АПОСТОЛ

• Шэл Тропп провозглашает себя Императором страны Оз.
Младший из трех детей Троппов, Шэл с помощью ловкой махинации утверждает свои права преемственности при поддержке Дворцовых политических воротил.


[Часть 1]
Свержение оракула

1

Пришло время ей умирать, а она не умирала; может, она зачахнет, думали они, и она чахла, но не до конца; и пришло время ей принять отпущение грехов, для этого они поставили свечку ей на грудь, но тут она воспротивилась. Она со смаком выругалась и опрокинула благовонное масло на саван, который они ей приготовили.

- Господь любит ее, - проговорили они горько и неубедительно, возможно, они имели ввиду, Пусть Безымянный Бог любит ее, нашу нераскаявшуюся сестру Якль, ибо мы точно любить ее не можем.

- Опустите меня в склеп, - сказала она, обращаясь к ним напрямую впервые за долгие годы. - Вы слишком молодые, чтобы знать это, но так поступали раньше. Когда старухе приходило время отправляться в мир иной, а она не торопилась, ее замуровывали в склепе пообщаться с костями покойников. Давали ей пару свечей и бутылку вина. Чтобы свыклась. Потом возвращались через год и выметали прах.

- Господи помилуй, - сказала одна из сестер, бывших поблизости.

- Я настаиваю, - ответила Якль. – Спросите у Сестры Схоластики, она подтвердит.

- Она помешанная, - сказала какая-то другая сестра, с ароматом шоколада.

Якль различала шоколад, да и вообще все съедобное. С тех пор как зрение Якль окончательно испортилось лет десять назад, она узнавала людей по оттенкам запаха изо рта.

- Она всегда была помешанной, - сказала третья, Уксусный Миндаль. – Мило, правда?

Якль хотела запустить в нее чем-нибудь, но единственное, до чего она смогла дотянуться, была ее вторая рука, которую оторвать не получилось.

- Она изъясняется на языке знаков.
– Бедная обманутая голубка.
– Так цепляется за жизнь – зачем?
– Может, ее время еще не пришло.

- Пришло, - возразила Якль, - пришло, говорю вам. Неужели вы, злодейки, не дадите мне умереть? Я хочу отправиться к чертям. Избавьте меня от мучений, отправьте в Загробную жизнь, где я смогу по-настоящему развернуться, черт меня побери!

- Она не в себе, - молвил кто-то.

- Она никогда не была по-настоящему в себе, как говорят.

Простыни загорелись внезапно. Якль даже понравилось это небольшое развлечение, но ни ее репутации, ни ее избавлению не помогло то, что единственной жидкостью в пределах досягаемости, которой можно было потушить пламя, оказался коньяк.

Тем не менее, Якль было не переубедить. «Есть здесь главная настоятельница?» - спросила она. «Кто действительно может отдать приказ?»

- Мать Настоятельница умерла десять лет назад. Сейчас ее заменяет Совет. Мы приняли к сведению твое требование быть похороненной заживо. Мы внесем вопрос в повестку дня и рассмотрим его на Совете на следующей неделе.

- Она сожжет монастырь, и нас вместе с ним, - бормотала чуть позже послушница. Якль поняла, что эта невинная душа говорила сама с собой, чтоб придать себе мужества.

- Подойти сюда, моя уточка, - сказала Якль, размышляя, - я чувствую маленькую мятную девочку рядом, слава богу, никакая чесночная матрона не стоит над душой. Ты стережешь меня? Мы же одни? Подойди, сядь рядом. Сестра Аптекарша ведь еще в монастыре? И эти ее шкафчики с чудодейственными баночками и скляночками, эликсирами и порошками? У нее должна быть запечатанная бутылочка из темно-синего стекла, примерно вот такого размера, на этикетке нарисованы три скрещенные кости. Не могла бы ты найти ее и налить мне глоточек той роковой смеси?

- Ни капли не налью, милостей от меня не дождешься, – ответила Мятная Девочка. – Пусти меня, старая карга. Пусти, или – или укушу тебя!

Из жалости к девушке Якль отпустила ее. Если бедняжка укусит старую Якль, ничего хорошего ей это не принесет. Противоядие еще не придумано.

Дни и часы слепой проходили в тягучем ритме. Якль не знала, совпадали ее сны и бодрствования с днями и ночами, или нет. Но в конце концов сестра, которую она определила как Дыхание Брокколи, сообщила ей, что община решила с почтением отнестись к ее последней просьбе. Ее поместят в склеп среди останков давно умерших сестер. Она сможет достичь телесного разложения с любой удобной для нее скоростью. Три свечи, и что касается еды… белое или красное?

- Бокал бензина и спичку на закуску, - сказал Якль, довольная собственной шуткой. Она заказала себе сочную хурму flaucande и восковую свечу с ароматом лайма – ради запаха, не для света. Она уже была по ту сторону света.

- Приятного путешествия, Старейшая Душа, - пожелали они ей, пока несли вниз по лестнице. Хотя она весила не больше сахарного леденца, нести ее было неудобно: она не могла справиться с собственными руками и ногами. Как будто движимые неподвластной ей злою силой, ее конечности цеплялись за дверные косяки. Процессии явно не хватало соответствующего достоинства.

- Не спускайтесь вниз как минимум год, - напутствовала она монашек. – А лучше два. Я могу быть стара как грех, но как только начну разлагаться, приятного будет мало. Если я буду колотить в дверь подвала, не открывайте, возможно, я просто собираю пожертвования в аду.

- Может, мы споем тебе свадебную серенаду, раз уж ты собираешься обвенчаться со Смертью? - спросила одна из сестер и подоткнула саван, чтобы Якль было уютнее.

- Поберегите свои щенячьи голоса. Идите, идите, проживите, что вам там осталось. Эта бестолковая жизнь была великолепна и непостижима. Не обращайте на меня внимания. Я задую свечу перед тем, как погасить мой собственный свет.

Год спустя, когда одна из сестер отважилась зайти в склеп, чтобы подготовиться к еще одному захоронению, она наткнулась на окантовку савана Якль. Столкнувшись со смертью, сестра плакала до тех пор, пока Якль не села и не проговорила: «Что, уже утро? А мне снились такие непотребные сны!» Плач монахини превратился в вопль, она стрелой вылетела из склепа и незамедлительно начала долгий и яркий жизненный путь алкоголика.

Перевод отправлен на конкурс Музыка Перевода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий