четверг, 20 августа 2015 г.

"Мягкая сила": ценности, которые формируют российскую внешнюю политику


Перевод с английского
 

Автор: Дэвид Спиди

В холодной среде американо-российских отношений большое внимание уделяется тому, что может рассматриваться как стратегические «интересы» России. (Конечно, большая часть политиков на Западе, кажется, полагает, что Россия вообще не имеет права на какие-либо «интересы».) Однако для понимания российских отношений по меньшей мере равную значимость имеет осмысление ценностей, моральной основы для внешней политики России.


Важным ресурсом для понимания ценностей является недавняя статья «Русская православная мягкая сила" Николая Петро из университета Род-Айленда, ​​ученый исследует "симфонические отношения" между русской православной церковью и российским государством, а также манеру, в которой эти институты образуют понятие Русский Мир. Разъяснением того, что это влечет за собой, мы обязаны профессору Петро.

Как отмечает Петро, термин Русский мир  ошибочно интерпретируются некоторыми западными аналитиками как «извращенное пересечение» российского государства и русской православной церкви; в действительности, каждой стороной термин трактуется по-разному. Там, где государство использует его в качестве инструмента для расширения культурного и политического влияния России, церковь рассматривает термин как духовное понятие, связанное с Божьей волей по восстановлению Святой Руси. Отношения между ними обеспечивают общедоступные легко определимые рамки для российской внешней политики. Ценности играют важную роль в разработке политики, и в современной истории три константы диктуют, как России отвечать на западные действия: суверенитет, способность защищать этот суверенитет и верность тем, кто разделяет чувство чести России. (Конфликт на Украине в 2014 году обострил ощущаемый ценностный разрыв между Западом и Россией, но Россия утверждает, что она придерживается более высокой моральной основы, защищая свои основные ценности - честь - в контексте уникальных исторических, религиозных и культурных связей с Украиной).


Резюме: Значимость религии в русской жизни позволяет государству заручиться огромным социальным капиталом благодаря благословению православной церкви, и также церковь получает выгоду от отношений -  распространяя свое послание христианства по всему миру с помощью российской внешней политики. Для государства Русский мир - это политический / культурный инструмент для укрепления внутренней стабильности, мирового статуса и влияния на соседние государства. Для церкви это религиозный фундамент, необходимый для обращения процессов секуляризации общества (которую она рассматривает как нежелательную эволюцию, полным ходом происходящую на Западе).

При президенте Владимире Путине мы стали свидетелями нового напора во внешней политике, жестоко раскритикованной Западом, но в России этот напор приветствовали как обновление национальной чести. Тем не менее, только на встрече Валдайского клуба в 2013 году  Путин представил гораздо более сложное видение России как православной силы 21-го века. В своем выступлении Путин заявил, что западные лидеры спровоцировали потерю человеческого достоинства, содействуя распространению светского мировоззрения и отвергая христианство. Путин подчеркнул "уникальный опыт" России  по взаимному обогащению различных культур в пределах своих границ и призвал граждан почувствовать общую идентичность.

Осуществление мягкой силы самоочевидно проявляется в государственном императиве выстроить статус и влияние России за рубежом, и именно на этом аспекте, а не на религиозном, мы здесь кратко остановимся. В то время как в России растущее отчуждение от Запада и западных институтов привело к ряду экономических и политических альтернатив на Востоке - например, Евразийский экономический союз, экономические и военные отношения с Китаем, сильная поддержка Шанхайской организации сотрудничества – Россия, несомненно, полностью «отвратилась» (используя термин, выбранный Вашингтоном) от Запада. В недавно отредактированной работе «Евразийство и европейские крайние правые: реорганизация отношений Европы и России» (ред. Марлен Ларуэль, изд. Лексингтон Букс, 2015), мы отмечаем «растущую мягкую силу России среди европейских партий и стран, которые чувствуют себя жертвами «технократии» Европейского Союза» (Спиди, предисловие, стр.viii). Совсем недавно имел место теплый диалог между Россией и Грецией, и президент Путин получил одобрение как со стороны левого правительства Сириза, так и крайне правой партии АНЕЛЬ (или "Независимые греки"). Аналогичный спектр одобрения появляется и в Венгрии, как от администрации Орбана, так и (некоторые сказали бы, к сожалению) от ультраправой партии Йоббик. В самом деле, за исключением Польши, что понятно, Россия пользуется симпатией у политиков стран Вышеградской группы - Чешская Республика, Словакия и Венгрия выступают против дальнейших европейских санкций против России. И не только в восточной части Европы Россия наслаждается положительным отношением. Марин Ле Пен и ее крайне правое движение «Национальный Фронт» (НФ) во Франции, возможно, самая сильная из западных европейских партий, находящаяся в оппозиции к национальным учреждениям и к институтам ЕС. Без сомнения, это за пределами возможного, что г-жа Ле Пен может быть избрана следующим президентом Франции в 2016 году. В рамках своего антизападного сообщения Ле Пен приняла "общие ценности" НФ с путинской Россией; "Это ценности европейской цивилизации", - сказала она, призывая к "продвинутому стратегическому альянсу" с Москвой.

Есть три важных вывода, которые можно сделать из нашего краткого обзора российского мягкой силы и растущего влияния России на востоке и западе, а именно:

  • Мнение, что Россия из-за войны на Украине является "полностью изолированной", как неоднократно заявляла администрация Обамы, - это просто ложь.
  • Направления, в которых Россия в настоящее время ищет экономические и политические союзы, а также союзы, обеспечивающие безопасность, не являются первым выбором постсоветской России. Оба президента Ельцин и Путин отправляли запросы на членство в ЕС и НАТО и были отвергнуты. (Мудрый специалист по политике России предупредил автора около 20 лет назад, что Россия не желает "идти в постель" с Китаем, но западная политика во главе с США может сделать это единственным вариантом.)
  • Холодность отношений России и Запада уже поспособствовала вежливости отдельных лиц и движений, например, как описано выше, крайне правых движений Европы, что мы можем рассматривать как прискорбный синдром "враг моего врага мой друг".

И наконец, всего этого было можно было бы легко избежать; вывод, напрашивающийся из наблюдений нескольких лиц, следящих за ситуацией в России, -  что диалог, или отсутствие такового, находится на уровне ниже того, который был даже в темные дни холодной войны. Это обратимо? Может быть, если мы будем обращать внимание на такие инициативы, как недавно созданный Американский комитет по согласию Восток-Запад во главе с бывшим сенатором Биллом Брэдли. Рекомендации комитета делятся на две большие категории: защита и сохранение важных соглашений по контролю над вооружениями, таких как Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; и, пожалуй, что наиболее важно, открытие каналов диалога и коммуникации, таких как Совет Россия-НАТО, и использование преимуществ новых институтов, таких как региональная дискуссионная группа "Нормандская четверка". Предложения комитета являются разумными и тщательно продуманными; будем надеяться, они найдут понимание в Вашингтоне и возымеют эффект.

Автор хотел бы поблагодарить научного сотрудника Линдси Макдоналд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий